--.--.10

   Дорога до Бодайбо: Невозможное возможно


Путешествие из Бодайбо в Иркутск на Жигулях (Интересные фотографии)

Вот уже больше месяца как испросил разрешения у своего друга Романа Кащеева из Иркутской области опубликовать в блоге его рассказ про летнее путешествие на автомобиле по реальным сибирским дорогам. Весьма понравился мне его рассказ и фотографии, да все забывал. В следующем году исполнится 20 лет как мы знакомы с Романом. Я дважды бывал у него в гостях в Бодайбо, но, конечно, добирался туда самолетом. Роман же впервые проехался со знакомыми на автомобиле, посмотрел, так сказать, родной край.

"В конце июля проехал до Иркутска на старенькой ВАЗ-2106. Прямо скажу, не обошлось без происшествий: дорога местами, мягко говоря, малопригодна для обычных легковушек. На преодоление 1500 км ушло почти 3,5 суток. Но всё по порядку.

Первая часть пути - автодорога Бодайбо-Таксимо, единственная артерия (кроме реки), связывающая наш район с "большой землёй", настоящая дорога жизни. И хотя она до сих пор официально не сдана в эксплуатацию (хотя построена ещё в начале 1990-х), состояние её в целом можно оценить как хорошее. Главный минус - пыль от белой глины: по прибытии в Таксимо машина и снаружи и изнутри была покрыта белым. Но по сравнению с дальнейшим это был совсем небольшой недостаток :)

От Таксимо наш путь повернул на запад, вдоль БАМа. И через пару десятков километров начался участок, который мы преодолевали 7 часов, пройдя за это время меньше сотни километров.

Открывался он V-образным полурухнувшим мостом. Тяжелые машины проезжали под ним вброд.

Дорога из Бодайбо в Иркутск
Дорога Бодайбо-Иркутск: Увеличить

Дальше пошла каменистая ухабистая дорога, по которой невозможно было ехать быстрее 30 км/ч - трясло немилосердно.

Дорога из Бодайбо в Иркутск
Дорога Бодайбо-Иркутск: Увеличить

Но это ещё не самое худшее. Хуже всего были ручьи, разливавшиеся на трассе огромными лужами. Например, так:

Дорога из Бодайбо в Иркутск
Дорога Бодайбо-Иркутск: Увеличить

А ведь мы ехали в самую сушь, после нескольких недель жары! Что же там творится в период дождей?!

На ручьях побольше когда-то были мосты. Теперь же они развалились, и переезжать приходилось по бродам. Типа такого:

Дорога из Бодайбо в Иркутск
Дорога Бодайбо-Иркутск: Увеличить

Вскоре была замечена верная примета: если впереди дорога идёт немного вверх, а в сторону от неё отходит вниз - значит переезжать очередной брод возле разрушенного моста. Всего их набралось десятка два...

Самый большой из форсированных нами ручьёв (водители называют его Синим или Голубым) находится километрах в 10-15 перед Северомуйском:

Дорога из Бодайбо в Иркутск
Дорога Бодайбо-Иркутск: Увеличить

На переправе глубина почти по колено, сильное течение. Здесь мы остановились, решив дождаться более проходимой машины, которая взяла бы нас на буксир. Но прошло больше часа, а ни одного авто так и не появилось... Зато после короткого ливня в небе явилась радуга:

Дорога из Бодайбо в Иркутск
Дорога Бодайбо-Иркутск: Увеличить

Стало вечереть (а выехали мы рано утром). Мобильной связи не было. И мы решились форсировать ручей.
Всё прошло на удивление гладко, и в наступающих сумерках мы двинулись дальше.

Перед самым Северомуйском был, возможно, самый опасный момент всего путешествия. Уже в темноте мы подъехали к очередному полуразрушенному мосту. Выглядел он более-менее проезжим, в темноте искать брод не хотелось, и Олег рискнул.

Фото в темноте сделать не удалось, но выглядел мост так: накренившийся градусов на 10 на бок, колеи - по два бруса (скользкие после дождя), никаких перил и в темноте вообще не видно, что там внизу (но, наверное, метра 4 высоты). Запросто можно было соскользнуть с брусьев и кувыркнуться, но машина проскочила.

А вскоре появилась и мобильная связь. На всей трассе она действует только в более-менее крупных посёлках (между которыми по сотне километров), пропадает уже через пару км от посёлка. БВК действует везде, а "Билайн" в Бурятии и бывшем Усть-Ордынском округе вообще не работал.


Рано утром выехали из Северомуйска. Дорога над самым длинным в России железнодорожным тоннелем была относительно нормальной, а пейзажи - величественные:

Дорога из Бодайбо в Иркутск
Дорога Бодайбо-Иркутск: Увеличить

После перевала дорога вновь стала плохой. Ещё несколько бродов и наконец мост, в фольклоре именуемый "две досточки":

Дорога из Бодайбо в Иркутск
Дорога Бодайбо-Иркутск: Увеличить

Впрочем, после всего проеханного он уже не составил большой трудности.

Ближе к полудню дорога наконец стала лучше. Остановились отдохнуть на мосту через живописную речку Янчукан:

Дорога из Бодайбо в Иркутск
Дорога Бодайбо-Иркутск: Увеличить

До Нового Уояна дорога была песчаной. После вчерашнего ливня и утренней хмурости вышло солнце, машина шла мягко и не пылила. В Уояне пообедали - недорого и довольно вкусно.

А дальше мы были приятно удивлены хорошей асфальтированной (!) трассой без выбоин. Лишь в нескольких местах дорога ненадолго становилась грунтовой, и только один мост оказался разрушен:

Дорога из Бодайбо в Иркутск
Дорога Бодайбо-Иркутск: Увеличить

Впрочем, это каменное русло было совершенно сухим, а внизу был сносный проезд.

По дороге попалось ещё несколько сухих каменных русел. Очевидно, что в половодье по ним текут бурные реки с вершин Верхнеангарского хребта:

Дорога из Бодайбо в Иркутск
Дорога Бодайбо-Иркутск: Увеличить

Прекрасная дорога привела нас в Нижнеангарск, откуда открылся великолепный вид на о.Ярки, узкой полосой отрезающий от Байкала северную лагуну:

Дорога из Бодайбо в Иркутск
Дорога Бодайбо-Иркутск: Увеличить

20 км до Северобайкальска дорога шла прямо по берегу Байкала, а затем свернула на запад, через Дабанский перевал. Зимой именно он считается самым опасным местом трассы (поскольку его постоянно переметает, порой столь сильно, что за ночь может замести машину целиком). Но в разгар лета неплохая грунтовая дорога не представляла сложности, а виды гор продолжали радовать глаз:

Дорога из Бодайбо в Иркутск
Дорога Бодайбо-Иркутск: Увеличить

К темноте добрались до Улькана и там заночевали (прямо в машине, как и в первую ночь). А утром свернули на построенную в 1990-е газовиками дорогу до Жигалово (в этом районе находится известное Ковыктинское месторождение). Первую половину 300-километровой трассы была неплохая грунтовка, и мы уже думали, что, возможно, к ночи доберемся до Иркутска...

Однако человек предполагает, а Бог располагает. На полпути, более чем в сотне километров от ближайшего населённого пункта, у машины лопнула тяга заднего моста. Что называется, приехали...

Впрочем, из каждой ситуации бывает выход. Проезжавший водитель подсказал, что в нескольких километрах есть база. Бурильщик Николай предоставил нам возможность поднять машину на брусья, снабдил хорошей проволокой (многое мы взяли с собой - и пилу, и лопату, и даже котелок, - а вот проволоку не взяли :(, напоил горячим чаем...

Дорога из Бодайбо в Иркутск
Дорога Бодайбо-Иркутск: Увеличить

Шёл дождь, красная глина (начавшаяся к западу от Байкала) размокла, так что ремонт проходил весьма дискомфортно:

Дорога из Бодайбо в Иркутск
Дорога Бодайбо-Иркутск: Увеличить

Лишь через 5 часов мы смогли двинуться дальше - с небольшой скоростью. Впрочем, дорога снова стала настолько плохой, что и на исправной машине вряд ли получилось бы ехать быстрее 30-40 км/ч. К счастью, ручьёв без мостов больше не попалось.

При приближении к Жигалово дорога стала лучше, стали появляться деревни (это старинный сельхозрайон, обжитый русскими с начала XVIII века, и моя прабабушка родом из этих мест). Хотя уже темнело, решили ехать сколько сможем. Новый великолепный мост через Лену, сверкающий огнями, переехали уже в темноте.

Грунтовка до Качуга в более-менее сносном состоянии и весьма живописна: справа Лена, а слева над дорогой - отвесные обрывы. С реки пошёл туман, и эта ночная поездка стала выглядеть слегка сюрреалистично...

Заночевали в Верхоленске, а утром уже были в Качуге. Дальше пошла уже совсем другая дорога - асфальт без выбоин, на котором даже на нашей "подбитой" машине двигались под 80 км/ч.
В Баяндае, где сходятся дороги от Качуга и от Ольхона, трасса становится шире и гораздо оживлённей, легковушки идут за 100 (некоторые - очень сильно за 100). Отсюда до Иркутска ехать было одно удовольствие, и после полудня мы наконец достигли цели, проехав 500 км на проволоке.

В целом путешествие было хоть и непростым, но интересным. Можно рекомендовать маршрут всем любителям экстрима и красивой, практически нетронутой природы. Но всё же лучше ехать двумя машинами, из которых хотя бы одна - повышенной проходимости.

Велика и красива Россия! Вот бы ещё дороги были чуть получше :)"

Источник: http://blog.imhonet.ru/author/pierre13/post/2349145/