--.--.10 |
Дорога
до Бодайбо: Невозможное возможно |
 |
Путешествие из Бодайбо в Иркутск на Жигулях (Интересные фотографии)
Вот уже больше месяца как испросил разрешения у своего друга
Романа Кащеева из Иркутской области опубликовать в блоге его
рассказ про летнее путешествие на автомобиле по реальным сибирским
дорогам. Весьма понравился мне его рассказ и фотографии, да
все забывал. В следующем году исполнится 20 лет как мы знакомы
с Романом. Я дважды бывал у него в гостях в Бодайбо, но, конечно,
добирался туда самолетом. Роман же впервые проехался со знакомыми
на автомобиле, посмотрел, так сказать, родной край.
"В конце июля проехал до Иркутска на старенькой ВАЗ-2106.
Прямо скажу, не обошлось без происшествий: дорога местами,
мягко говоря, малопригодна для обычных легковушек. На преодоление
1500 км ушло почти 3,5 суток. Но всё по порядку.
Первая часть пути - автодорога Бодайбо-Таксимо, единственная
артерия (кроме реки), связывающая наш район с "большой
землёй", настоящая дорога жизни. И хотя она до сих пор
официально не сдана в эксплуатацию (хотя построена ещё в начале
1990-х), состояние её в целом можно оценить как хорошее. Главный
минус - пыль от белой глины: по прибытии в Таксимо машина
и снаружи и изнутри была покрыта белым. Но по сравнению с
дальнейшим это был совсем небольшой недостаток :)
От Таксимо наш путь повернул на запад, вдоль БАМа. И через
пару десятков километров начался участок, который мы преодолевали
7 часов, пройдя за это время меньше сотни километров.
Открывался он V-образным полурухнувшим мостом. Тяжелые машины
проезжали под ним вброд.

Дорога Бодайбо-Иркутск: Увеличить
Дальше пошла каменистая ухабистая дорога, по которой невозможно
было ехать быстрее 30 км/ч - трясло немилосердно.

Дорога Бодайбо-Иркутск: Увеличить
Но это ещё не самое худшее. Хуже всего были ручьи, разливавшиеся
на трассе огромными лужами. Например, так:

Дорога Бодайбо-Иркутск: Увеличить
А ведь мы ехали в самую сушь, после нескольких недель жары!
Что же там творится в период дождей?!
На ручьях побольше когда-то были мосты. Теперь же они развалились,
и переезжать приходилось по бродам. Типа такого:

Дорога Бодайбо-Иркутск: Увеличить
Вскоре была замечена верная примета: если впереди дорога
идёт немного вверх, а в сторону от неё отходит вниз - значит
переезжать очередной брод возле разрушенного моста. Всего
их набралось десятка два...
Самый большой из форсированных нами ручьёв (водители называют
его Синим или Голубым) находится километрах в 10-15 перед
Северомуйском:

Дорога Бодайбо-Иркутск: Увеличить
На переправе глубина почти по колено, сильное течение. Здесь
мы остановились, решив дождаться более проходимой машины,
которая взяла бы нас на буксир. Но прошло больше часа, а ни
одного авто так и не появилось... Зато после короткого ливня
в небе явилась радуга:

Дорога Бодайбо-Иркутск: Увеличить
Стало вечереть (а выехали мы рано утром). Мобильной связи
не было. И мы решились форсировать ручей.
Всё прошло на удивление гладко, и в наступающих сумерках мы
двинулись дальше.
Перед самым Северомуйском был, возможно, самый опасный момент
всего путешествия. Уже в темноте мы подъехали к очередному
полуразрушенному мосту. Выглядел он более-менее проезжим,
в темноте искать брод не хотелось, и Олег рискнул.
Фото в темноте сделать не удалось, но выглядел мост так:
накренившийся градусов на 10 на бок, колеи - по два бруса
(скользкие после дождя), никаких перил и в темноте вообще
не видно, что там внизу (но, наверное, метра 4 высоты). Запросто
можно было соскользнуть с брусьев и кувыркнуться, но машина
проскочила.
А вскоре появилась и мобильная связь. На всей трассе она
действует только в более-менее крупных посёлках (между которыми
по сотне километров), пропадает уже через пару км от посёлка.
БВК действует везде, а "Билайн" в Бурятии и бывшем
Усть-Ордынском округе вообще не работал.
Рано утром выехали из Северомуйска. Дорога над самым длинным
в России железнодорожным тоннелем была относительно нормальной,
а пейзажи - величественные:

Дорога Бодайбо-Иркутск: Увеличить
После перевала дорога вновь стала плохой. Ещё несколько бродов
и наконец мост, в фольклоре именуемый "две досточки":

Дорога Бодайбо-Иркутск: Увеличить
Впрочем, после всего проеханного он уже не составил большой
трудности.
Ближе к полудню дорога наконец стала лучше. Остановились
отдохнуть на мосту через живописную речку Янчукан:

Дорога Бодайбо-Иркутск: Увеличить
До Нового Уояна дорога была песчаной. После вчерашнего ливня
и утренней хмурости вышло солнце, машина шла мягко и не пылила.
В Уояне пообедали - недорого и довольно вкусно.
А дальше мы были приятно удивлены хорошей асфальтированной
(!) трассой без выбоин. Лишь в нескольких местах дорога ненадолго
становилась грунтовой, и только один мост оказался разрушен:

Дорога Бодайбо-Иркутск: Увеличить
Впрочем, это каменное русло было совершенно сухим, а внизу
был сносный проезд.
По дороге попалось ещё несколько сухих каменных русел. Очевидно,
что в половодье по ним текут бурные реки с вершин Верхнеангарского
хребта:

Дорога Бодайбо-Иркутск: Увеличить
Прекрасная дорога привела нас в Нижнеангарск, откуда открылся
великолепный вид на о.Ярки, узкой полосой отрезающий от Байкала
северную лагуну:

Дорога Бодайбо-Иркутск: Увеличить
20 км до Северобайкальска дорога шла прямо по берегу Байкала,
а затем свернула на запад, через Дабанский перевал. Зимой
именно он считается самым опасным местом трассы (поскольку
его постоянно переметает, порой столь сильно, что за ночь
может замести машину целиком). Но в разгар лета неплохая грунтовая
дорога не представляла сложности, а виды гор продолжали радовать
глаз:

Дорога Бодайбо-Иркутск: Увеличить
К темноте добрались до Улькана и там заночевали (прямо в
машине, как и в первую ночь). А утром свернули на построенную
в 1990-е газовиками дорогу до Жигалово (в этом районе находится
известное Ковыктинское месторождение). Первую половину 300-километровой
трассы была неплохая грунтовка, и мы уже думали, что, возможно,
к ночи доберемся до Иркутска...
Однако человек предполагает, а Бог располагает. На полпути,
более чем в сотне километров от ближайшего населённого пункта,
у машины лопнула тяга заднего моста. Что называется, приехали...
Впрочем, из каждой ситуации бывает выход. Проезжавший водитель
подсказал, что в нескольких километрах есть база. Бурильщик
Николай предоставил нам возможность поднять машину на брусья,
снабдил хорошей проволокой (многое мы взяли с собой - и пилу,
и лопату, и даже котелок, - а вот проволоку не взяли :(, напоил
горячим чаем...

Дорога Бодайбо-Иркутск: Увеличить
Шёл дождь, красная глина (начавшаяся к западу от Байкала)
размокла, так что ремонт проходил весьма дискомфортно:

Дорога Бодайбо-Иркутск: Увеличить
Лишь через 5 часов мы смогли двинуться дальше - с небольшой
скоростью. Впрочем, дорога снова стала настолько плохой, что
и на исправной машине вряд ли получилось бы ехать быстрее
30-40 км/ч. К счастью, ручьёв без мостов больше не попалось.
При приближении к Жигалово дорога стала лучше, стали появляться
деревни (это старинный сельхозрайон, обжитый русскими с начала
XVIII века, и моя прабабушка родом из этих мест). Хотя уже
темнело, решили ехать сколько сможем. Новый великолепный мост
через Лену, сверкающий огнями, переехали уже в темноте.
Грунтовка до Качуга в более-менее сносном состоянии и весьма
живописна: справа Лена, а слева над дорогой - отвесные обрывы.
С реки пошёл туман, и эта ночная поездка стала выглядеть слегка
сюрреалистично...
Заночевали в Верхоленске, а утром уже были в Качуге. Дальше
пошла уже совсем другая дорога - асфальт без выбоин, на котором
даже на нашей "подбитой" машине двигались под 80
км/ч.
В Баяндае, где сходятся дороги от Качуга и от Ольхона, трасса
становится шире и гораздо оживлённей, легковушки идут за 100
(некоторые - очень сильно за 100). Отсюда до Иркутска ехать
было одно удовольствие, и после полудня мы наконец достигли
цели, проехав 500 км на проволоке.
В целом путешествие было хоть и непростым, но интересным.
Можно рекомендовать маршрут всем любителям экстрима и красивой,
практически нетронутой природы. Но всё же лучше ехать двумя
машинами, из которых хотя бы одна - повышенной проходимости.
Велика и красива Россия! Вот бы ещё дороги были чуть получше
:)"
Источник: http://blog.imhonet.ru/author/pierre13/post/2349145/
include"inc_foot.php"; ?>
|