00.00.10 |
Поездка
вокруг Байкала: В поисках конца света |
 |
Поездка вокруг Байкала: По следам БАМа
Как известно, дорог около Байкала немного. Это дикие и впечатляющие
места, но в основном не для проезда на автомобилях.
Мы же хотели проехать вокруг Байкала именно на машине.
И если до Нового Уояна на севере и Улюнхана на юге подходят
вполне себе проезжие грунтовки, то между ними уже можно сказать
ничего и нет.
Вернее всё-таки есть. Старая дорога, которая была проложена
еще во времена строительства БАМа в 1975 году.
После окончания строительства потребность в ней отпала.
Ёе еще пытались использовать какое-то время для нужд местного
населения, но природа забирала своё.
Постепенно дорога превратилась в направление и стала обрастать
легендами...
Вот здесь нам и предстояло пройти.

Дорога вокруг Байкала: По следам БАМа - Увеличить
Итак, север Забайкалья, Баргузинский хребет, мощные горные
реки, громадные камни и осенние краски непроходимой тайги.
Заходить решено было с севера, через Братск.
Лил дождь, но Братскую ГЭС мы всё-таки посмотрели.
Высота 120 метров, впечатляет, но не как Саяно-Шушенская,
конечно.

Дорога вокруг Байкала: По следам БАМа - Увеличить
Сносная дорога идет до Усть-Кута. Именно здесь оканчиваются
маршруты дальнобойщиков.
Дальше - уже убитый грейдер.
Усть-Кут, место впадения речки Кута в Лену. Здесь я впервые
переехал одну из великих рек Сибири.
Вообще, здешние поселки и их история - это отдельная тема.

Дорога вокруг Байкала: По следам БАМа - Увеличить
Но нам нужно дальше. Продолжает идти ливень. Если так пойдет
дело, мы не проедем и 10 км по зимнику.
Вода поднимается от малейшего дождика и шансы проехать сводятся
к нулю.
Вот так мы и мчали по грейдеру вперед, в облака.

Дорога вокруг Байкала: По следам БАМа - Увеличить
По дороге заезжаем посмотреть на мост БАМа через Кунерму.
После того как здесь пробили Байкальский тоннель, мост забросили.
Вот так он и стоит, еще хорошо сохранившийся, не смотря на
сейсмоактивность в 8-9 баллов.
Умели строить.

Дорога вокруг Байкала: По следам БАМа - Увеличить
А на утро мы уже были в начале зимника.
Предстояло пройти самый сложный участок - реку Срамная.
Камни, вода и еще раз камни.

Дорога вокруг Байкала: По следам БАМа - Увеличить
История этой дороги такова.
В середине 70-х годов стройка БАМа как раз проходила на севере
Байкала. Зимой 1975 года ледовая дорога по озеру подвела,
лед был недостаточно крепким.
Решено было строить временную дорогу. Основная цель - перевезти
массу грузов до перевалочной базы - Уояна. Оттуда они шли
на будущую магистраль и каскады врезавшихся тогда тоннелей.
Тогда проектировщики предложили четыре варианта трассы автодороги
Тазы-Уоян, но нужно было выбрать самый оптимальный и с наименьшими
затратами.
После тщательного обсуждения выбрали самый короткий, наиболее
приемлемый вариант - Баргузинский.
Эта автотрасса пролегла в горном, вечномерзлотном краю со
сложным рельефом: серпантином подъемов, обходами крутобоких
увалов и отрогов, многочисленными горными реками с обрывистыми
берегами.
В конце декабря там обычно начинают появляться наледи, изрядно
потрепавшие нервы строителям-первопроходцам...
Мы ехали и не представляли себе как можно было за несколько
месяцев в суровейших зимних условиях Забайкалья, среди гор
и тайги проложить дорогу, по которой в дальнейшем проезжало
по 70-80 грузовиков день?

Дорога вокруг Байкала: По следам БАМа - Увеличить
Но время дает о себе знать. Реки здесь способны размыть что
угодно.

Дорога вокруг Байкала: По следам БАМа - Увеличить
Порой прижимы кое-где еще сохранились.

Дорога вокруг Байкала: По следам БАМа - Увеличить
Где-то же приходилось буквально пробиваться.
Сложно даже представить себе эту реку во время паводка, способную
с легкостью вырывать такие деревья и ворочать камни в несколько
тонн.

Дорога вокруг Байкала: По следам БАМа - Увеличить
Порой неясно было, то ли русло вот оно рядом, то ли ты едешь
прямо по нему.

Дорога вокруг Байкала: По следам БАМа - Увеличить
Но вот вершина перевала. Тут Срамная уже совсем не срамная.
Вокруг снежные шапки гор, прохладно, буйство красок.

Дорога вокруг Байкала: По следам БАМа - Увеличить
Кое-где еще висят знаки. Знаки того самого зимника.
Сюрреалистическое зрелище.

Дорога вокруг Байкала: По следам БАМа - Увеличить
Мы в долине реки Светлая. Она действительно светлая - спокойная
и прозрачная вода.

Дорога вокруг Байкала: По следам БАМа - Увеличить
Снова брод. Ходим, смотрим, намечаем траекторию.

Дорога вокруг Байкала: По следам БАМа - Увеличить
А потом проводка. Буквально по сантиметру. Не всегда с берега
видно какой камень ждет на глубине.

Дорога вокруг Байкала: По следам БАМа - Увеличить
Не на глубине местами тоже было хорошо.
Объясняем как проходить, следующему экипажу уже легче.

Дорога вокруг Байкала: По следам БАМа - Увеличить
И вот оперативный простор.
С одной стороны каменные оползни, с другой горные склоны в
лиственницах.
Здесь мы встаем дневкой. Холодно, зато хариус вполне ловится.
Вокруг на пару сотен километров ни души.

Дорога вокруг Байкала: По следам БАМа - Увеличить
Ночью уже устойчивый минус, мы на высоте примерно в 1000
м.
Осень в разгаре.

Дорога вокруг Байкала: По следам БАМа - Увеличить
Иногда нам попадались серьезные мосты.
Прямо в тайге. Без каких либо подъездов и съездов с них.
Видимо их привезли сюда вертолетом, хотели укреплять дорогу,
но в итоге они так и остались здесь навсегда.

Дорога вокруг Байкала: По следам БАМа - Увеличить
Проезжаем крепкие, грубые домики из лиственницы - это зимовье.
Охотникам и промысловикам где-то нужно пережидать непогоду
и согреваться, вокруг никакого жилья нет.

Дорога вокруг Байкала: По следам БАМа - Увеличить
Небольшие озера.
Вполне вероятно, что зимой они промерзают до дна - здесь нередки
морозы под -50.

Дорога вокруг Байкала: По следам БАМа - Увеличить
А вот и единственный сохранившийся километровый столб.
Именно из-за него дорогу и прозвали "110-й зимник".

Дорога вокруг Байкала: По следам БАМа - Увеличить
Взбираемся на перевал, высота 1500 метров.
Где-то впереди река Баргузин.

Дорога вокруг Байкала: По следам БАМа - Увеличить

Дорога вокруг Байкала: По следам БАМа - Увеличить
Баргузин сейчас неглубокий, с водой нам повезло.
Но траекторию приходилось всё-таки выбирать.

Дорога вокруг Байкала: По следам БАМа - Увеличить
Снова долина. Это уже заповедник.
Медведи, изюбри, росомахи... говорят совсем непуганные здесь.

Дорога вокруг Байкала: По следам БАМа - Увеличить
Ну а впереди уже недалеко была цивилизация.
Встречаем последнее зимовье...

Дорога вокруг Байкала: По следам БАМа - Увеличить
Проезжаем последний брод через Баргузин.
Совсем не глубоко, но чувствуется напор.
Здесь после долгих дождей машина просто всплывает и её сносит
по течению...

Дорога вокруг Байкала: По следам БАМа - Увеличить
... впереди была живописная Баргузинская долина...

Дорога вокруг Байкала: По следам БАМа - Увеличить
... были буддийские храмы...

Дорога вокруг Байкала: По следам БАМа - Увеличить
... был и Байкал. Но это уже совсем другая и всем известная
история.
Мне же Байкал запомнится этой дорогой, суровыми, глухими и
потрясающе красивыми местами.
Всё-таки у нас великая страна, жаль мы часто не понимаем этого.

Дорога вокруг Байкала: По следам БАМа - Увеличить
Видео о прохождении 110-го зимника от ashotog смотрим
на YouTube:
http://www.youtube.com/watch?v=wg7KMdM8e6s&feature=player_embedded
Трек поездки вокруг Байкала:
Информации об этой дороге в рунете немного, остальное - лишь
вольные перепечатки этого текста, вот собственно и всё, что
удалось найти:
" В 1974 году, в самом начале БАМа, в Таловку, в
СМП-572 треста «Востоксибтрансстрой» прибыл комсомольский
отряд, посланцы 17 съезда ВЛКСМ. Эта станция стала опорным
пунктом основной артерии по переброске гигантского по объему
потока грузов, прибывающих из западных регионов: стройматериалов,
техники, ГСМ для великой стройки. В ТО время на базе СМП-572
образовывались различные мелкие подсобные субподрядные подразделения:
автобаза, взрывотряд и другие. Руководил этим огромным хозяйством
опытный строитель Николай Тимофеевич Базылев. Он-то и пригласил
меня возглавить бригаду плотников. Сперва, пока еще было тепло,
начали в селе Улюнхан Курумканского района обновлять покосившиеся
пустые деревянные дома для временного жилья и ставили теплые
палатки с печами для прибывающих строителей, механизаторов,
взрывников...
Когда ударили крутые морозы, меня перевели мастером по
установке и строительству искусственных сооружений. Комсомольско-молодежной
бригадой ИССО руководил посланец комсомола Эдуард Абнер. Наша
бригада занималась установкой гофрированных труб большого
диаметра и строительством небольших мостов через мелкие речки
и овраги из местных материалов - вековых сосен, лиственниц.
Бригада шла впереди - за нами засыпалось земляное полотно
временной автотрассы Тазы-Уоян. Участие в этой грандиозной
по объему работе приняли механизаторы мехколонн №№ 139, 140,
160 и взрывники. Основная цель этой временной автотрассы,
построенной в зимнюю стужу в сжатые сроки, - перевезти массу
грузов до перевалочной базы - Уояна. Оттуда они шли на будущую
магистраль и каскады врезавшихся тогда тоннелей. Ветераны
помнят эти сверхсуровые экстремальные условия (зимой, в конце
декабря и в январе, температура опускалась иногда до минус
45-56 градусов), на перевалах и горных серпантинах снежный
покров был толщиной в десять метров, велика была угроза схода
снежных лавин. В зиму 1974-75 годов накал работы на трассе
превзошел, на мой взгляд, все мыслимые пределы. Работа кипела
день и ночь. - Ледовая дорога по Байкалу подвела, - вспоминает
главный инженер автобазы СМП-572 Анатолий Данилович Анисимов,
- а наши водители в любую погоду, в любое время суток мчались
по новой трассе, спеша доставить грузы строителям БАМа из
Таловки в Уоян. Как не вспомнить их поименно: Константин Новолодский,
Михаил Потемкин, Кеша Румянцев, Володя Фролов. Нас торопили:
в селе Улюнхан скопилось огромное количество грузов, даже
чтобы их складировать, не хватало площадей. Ежедневно на трассу
выходили 70-80 машин. Наши молодые бамовцы - бригадир Эдуард
Абнер, Николай Голубков, Степан Глухов, Дмитрий Спасенов,
Василий Мандыч, Валерий Климейнов, шофер вездехода, перевозившего
людей, Михаил Шабловский и другие выдерживали такую колоссальную
нагрузку, что сейчас просто диву даешься: они работали по
10-12 часов в день, порой при свете машин, кранов, бульдозеров
и местной бензиновой «жестянки»?! 20-25-летние ребята иногда
падали от усталости, но молодость и крепкое здоровье брали
верх: хорошее питание и краткий отдых быстро восстанавливали
силы. В основном питались свежей олениной, изюбрятиной, сохатиной,
рыбой, иногда - дичью, да и, конечно, продуктовое снабжение
бамовцев было хорошее. Наш базовый участок находился в селе
Улюнхан, местность называлась Тазы. В те далекие времена наши
проектировщики-дорожники предложили четыре варианта трассы
автодороги Тазы-Уоян, но нужно было выбрать самый оптимальный
с наименьшими затратами. После тщательного обсуждения выбрали
самый короткий, наиболее приемлемый вариант - Баргузинский.
Эта автотрасса пролегла в горном, вечномерзлотном краю со
сложным рельефом: серпантином подъемов, обходами крутобоких
увалов и отрогов, многочисленными горными реками с обрывистыми
берегами. В конце декабря там обычно начинают появляться наледи,
изрядно потрепавшие нервы строителям-первопроходцам. На мой
взгляд, пора взяться за эту дорогу, наладить ее, это же будет
чудесный туристический маршрут для любителей экзотики и северной
природы! Неописуемая красота ждет автотуристов и охотников-любителей
с лицензиями - здесь всевозможные дары природы: пушнина, рыба,
мясо диких копытных. Первые пробившие трассу строители 1 февраля
1975 года в 12 км от Старого Уояна поставили первые колышки
будущего поселка в нетронутой тайге, дав ему чудесное название
- Лазурный. Мы, живя в палатках, начали очищать лес, готовить
площадки для приема грузов и будущих зданий и сооружений.
Все мы стали лесорубами, плотниками, бетонщиками. Начали строить
контору СМП-572, который перебазировался за нами в Новый Уоян
со станции Таловка. Возводили школу, больницы, ставили щитовые
дома. После строительства трассы Тазы-Уоян в начале 1978 года
меня перевели в СМП-581 плотником-бетонщиком 5 разряда, где
я работал до ухода на пенсию. Время от времени память возвращает
нас в прошлое, в те далекие, боевые, кипучие дни строительства
БАМа. Мы, ветераны-первопроходцы, вновь перебираем свои дипломы
почетных пассажиров, многочисленные грамоты, фотографии, запечатлевшие
приход поездов на Бурятский участок (1978 г., Даван), в Северобайкальск,
историческую встречу западного (А. Бондарь) и восточного участков
(Н. Варшавский) на торжествах по укладке золотого звена (Куанда,
1 октября 1984 г.)... Это «нашей истории строки», это наша
жизнь. "
( http://egov-buryatia.ru/index.php?id=4&print=1&no_cache=1&tx_ttnews[tt_news]=3473
)
Автор: nub1an
Источник: http://nub1an.livejournal.com/129635.html
include"inc_foot.php"; ?>
|