00.00.10

   Поездка вокруг Байкала: В поисках конца света


Поездка вокруг Байкала: По следам БАМа

Как известно, дорог около Байкала немного. Это дикие и впечатляющие места, но в основном не для проезда на автомобилях.

Мы же хотели проехать вокруг Байкала именно на машине.
И если до Нового Уояна на севере и Улюнхана на юге подходят вполне себе проезжие грунтовки, то между ними уже можно сказать ничего и нет.

Вернее всё-таки есть. Старая дорога, которая была проложена еще во времена строительства БАМа в 1975 году.

После окончания строительства потребность в ней отпала. Ёе еще пытались использовать какое-то время для нужд местного населения, но природа забирала своё.
Постепенно дорога превратилась в направление и стала обрастать легендами...
Вот здесь нам и предстояло пройти.

Дорога вокруг Байкала - Фотография
Дорога вокруг Байкала: По следам БАМа - Увеличить

Итак, север Забайкалья, Баргузинский хребет, мощные горные реки, громадные камни и осенние краски непроходимой тайги.

Заходить решено было с севера, через Братск.
Лил дождь, но Братскую ГЭС мы всё-таки посмотрели.
Высота 120 метров, впечатляет, но не как Саяно-Шушенская, конечно.

Дорога вокруг Байкала - Фотография
Дорога вокруг Байкала: По следам БАМа - Увеличить

Сносная дорога идет до Усть-Кута. Именно здесь оканчиваются маршруты дальнобойщиков.
Дальше - уже убитый грейдер.
Усть-Кут, место впадения речки Кута в Лену. Здесь я впервые переехал одну из великих рек Сибири.
Вообще, здешние поселки и их история - это отдельная тема.

Дорога вокруг Байкала - Фотография
Дорога вокруг Байкала: По следам БАМа - Увеличить

Но нам нужно дальше. Продолжает идти ливень. Если так пойдет дело, мы не проедем и 10 км по зимнику.
Вода поднимается от малейшего дождика и шансы проехать сводятся к нулю.
Вот так мы и мчали по грейдеру вперед, в облака.

Дорога вокруг Байкала - Фотография
Дорога вокруг Байкала: По следам БАМа - Увеличить

По дороге заезжаем посмотреть на мост БАМа через Кунерму.
После того как здесь пробили Байкальский тоннель, мост забросили.
Вот так он и стоит, еще хорошо сохранившийся, не смотря на сейсмоактивность в 8-9 баллов.
Умели строить.

Дорога вокруг Байкала - Фотография
Дорога вокруг Байкала: По следам БАМа - Увеличить

А на утро мы уже были в начале зимника.
Предстояло пройти самый сложный участок - реку Срамная.
Камни, вода и еще раз камни.

Дорога вокруг Байкала - Фотография
Дорога вокруг Байкала: По следам БАМа - Увеличить

История этой дороги такова.
В середине 70-х годов стройка БАМа как раз проходила на севере Байкала. Зимой 1975 года ледовая дорога по озеру подвела, лед был недостаточно крепким.

Решено было строить временную дорогу. Основная цель - перевезти массу грузов до перевалочной базы - Уояна. Оттуда они шли на будущую магистраль и каскады врезавшихся тогда тоннелей.

Тогда проектировщики предложили четыре варианта трассы автодороги Тазы-Уоян, но нужно было выбрать самый оптимальный и с наименьшими затратами.
После тщательного обсуждения выбрали самый короткий, наиболее приемлемый вариант - Баргузинский.
Эта автотрасса пролегла в горном, вечномерзлотном краю со сложным рельефом: серпантином подъемов, обходами крутобоких увалов и отрогов, многочисленными горными реками с обрывистыми берегами.

В конце декабря там обычно начинают появляться наледи, изрядно потрепавшие нервы строителям-первопроходцам...

Мы ехали и не представляли себе как можно было за несколько месяцев в суровейших зимних условиях Забайкалья, среди гор и тайги проложить дорогу, по которой в дальнейшем проезжало по 70-80 грузовиков день?

Дорога вокруг Байкала - Фотография
Дорога вокруг Байкала: По следам БАМа - Увеличить

Но время дает о себе знать. Реки здесь способны размыть что угодно.

Дорога вокруг Байкала - Фотография
Дорога вокруг Байкала: По следам БАМа - Увеличить

Порой прижимы кое-где еще сохранились.

Дорога вокруг Байкала - Фотография
Дорога вокруг Байкала: По следам БАМа - Увеличить

Где-то же приходилось буквально пробиваться.
Сложно даже представить себе эту реку во время паводка, способную с легкостью вырывать такие деревья и ворочать камни в несколько тонн.

Дорога вокруг Байкала - Фотография
Дорога вокруг Байкала: По следам БАМа - Увеличить

Порой неясно было, то ли русло вот оно рядом, то ли ты едешь прямо по нему.

Дорога вокруг Байкала - Фотография
Дорога вокруг Байкала: По следам БАМа - Увеличить

Но вот вершина перевала. Тут Срамная уже совсем не срамная.
Вокруг снежные шапки гор, прохладно, буйство красок.

Дорога вокруг Байкала - Фотография
Дорога вокруг Байкала: По следам БАМа - Увеличить

Кое-где еще висят знаки. Знаки того самого зимника.
Сюрреалистическое зрелище.

Дорога вокруг Байкала - Фотография
Дорога вокруг Байкала: По следам БАМа - Увеличить

Мы в долине реки Светлая. Она действительно светлая - спокойная и прозрачная вода.

Дорога вокруг Байкала - Фотография
Дорога вокруг Байкала: По следам БАМа - Увеличить

Снова брод. Ходим, смотрим, намечаем траекторию.

Дорога вокруг Байкала - Фотография
Дорога вокруг Байкала: По следам БАМа - Увеличить

А потом проводка. Буквально по сантиметру. Не всегда с берега видно какой камень ждет на глубине.

Дорога вокруг Байкала - Фотография
Дорога вокруг Байкала: По следам БАМа - Увеличить

Не на глубине местами тоже было хорошо.
Объясняем как проходить, следующему экипажу уже легче.

Дорога вокруг Байкала - Фотография
Дорога вокруг Байкала: По следам БАМа - Увеличить

И вот оперативный простор.
С одной стороны каменные оползни, с другой горные склоны в лиственницах.
Здесь мы встаем дневкой. Холодно, зато хариус вполне ловится.
Вокруг на пару сотен километров ни души.

Дорога вокруг Байкала - Фотография
Дорога вокруг Байкала: По следам БАМа - Увеличить

Ночью уже устойчивый минус, мы на высоте примерно в 1000 м.
Осень в разгаре.

Дорога вокруг Байкала - Фотография
Дорога вокруг Байкала: По следам БАМа - Увеличить

Иногда нам попадались серьезные мосты.
Прямо в тайге. Без каких либо подъездов и съездов с них.
Видимо их привезли сюда вертолетом, хотели укреплять дорогу, но в итоге они так и остались здесь навсегда.

Дорога вокруг Байкала - Фотография
Дорога вокруг Байкала: По следам БАМа - Увеличить

Проезжаем крепкие, грубые домики из лиственницы - это зимовье.
Охотникам и промысловикам где-то нужно пережидать непогоду и согреваться, вокруг никакого жилья нет.

Дорога вокруг Байкала - Фотография
Дорога вокруг Байкала: По следам БАМа - Увеличить

Небольшие озера.
Вполне вероятно, что зимой они промерзают до дна - здесь нередки морозы под -50.

Дорога вокруг Байкала - Фотография
Дорога вокруг Байкала: По следам БАМа - Увеличить

А вот и единственный сохранившийся километровый столб.
Именно из-за него дорогу и прозвали "110-й зимник".

Дорога вокруг Байкала - Фотография
Дорога вокруг Байкала: По следам БАМа - Увеличить

Взбираемся на перевал, высота 1500 метров.
Где-то впереди река Баргузин.

Дорога вокруг Байкала - Фотография
Дорога вокруг Байкала: По следам БАМа - Увеличить

Дорога вокруг Байкала - Фотография
Дорога вокруг Байкала: По следам БАМа - Увеличить

Баргузин сейчас неглубокий, с водой нам повезло.
Но траекторию приходилось всё-таки выбирать.

Дорога вокруг Байкала - Фотография
Дорога вокруг Байкала: По следам БАМа - Увеличить

Снова долина. Это уже заповедник.
Медведи, изюбри, росомахи... говорят совсем непуганные здесь.

Дорога вокруг Байкала - Фотография
Дорога вокруг Байкала: По следам БАМа - Увеличить

Ну а впереди уже недалеко была цивилизация.
Встречаем последнее зимовье...

Дорога вокруг Байкала - Фотография
Дорога вокруг Байкала: По следам БАМа - Увеличить

Проезжаем последний брод через Баргузин.
Совсем не глубоко, но чувствуется напор.
Здесь после долгих дождей машина просто всплывает и её сносит по течению...

Дорога вокруг Байкала - Фотография
Дорога вокруг Байкала: По следам БАМа - Увеличить

... впереди была живописная Баргузинская долина...

Дорога вокруг Байкала - Фотография
Дорога вокруг Байкала: По следам БАМа - Увеличить

... были буддийские храмы...

Дорога вокруг Байкала - Фотография
Дорога вокруг Байкала: По следам БАМа - Увеличить

... был и Байкал. Но это уже совсем другая и всем известная история.
Мне же Байкал запомнится этой дорогой, суровыми, глухими и потрясающе красивыми местами.
Всё-таки у нас великая страна, жаль мы часто не понимаем этого.

Дорога вокруг Байкала - Фотография
Дорога вокруг Байкала: По следам БАМа - Увеличить

 

Видео о прохождении 110-го зимника от ashotog смотрим на YouTube:

http://www.youtube.com/watch?v=wg7KMdM8e6s&feature=player_embedded

Трек поездки вокруг Байкала:


Информации об этой дороге в рунете немного, остальное - лишь вольные перепечатки этого текста, вот собственно и всё, что удалось найти:

" В 1974 году, в самом начале БАМа, в Таловку, в СМП-572 треста «Востоксибтрансстрой» прибыл комсомольский отряд, посланцы 17 съезда ВЛКСМ. Эта станция стала опорным пунктом основной артерии по переброске гигантского по объему потока грузов, прибывающих из западных регионов: стройматериалов, техники, ГСМ для великой стройки. В ТО время на базе СМП-572 образовывались различные мелкие подсобные субподрядные подразделения: автобаза, взрывотряд и другие. Руководил этим огромным хозяйством опытный строитель Николай Тимофеевич Базылев. Он-то и пригласил меня возглавить бригаду плотников. Сперва, пока еще было тепло, начали в селе Улюнхан Курумканского района обновлять покосившиеся пустые деревянные дома для временного жилья и ставили теплые палатки с печами для прибывающих строителей, механизаторов, взрывников...

Когда ударили крутые морозы, меня перевели мастером по установке и строительству искусственных сооружений. Комсомольско-молодежной бригадой ИССО руководил посланец комсомола Эдуард Абнер. Наша бригада занималась установкой гофрированных труб большого диаметра и строительством небольших мостов через мелкие речки и овраги из местных материалов - вековых сосен, лиственниц. Бригада шла впереди - за нами засыпалось земляное полотно временной автотрассы Тазы-Уоян. Участие в этой грандиозной по объему работе приняли механизаторы мехколонн №№ 139, 140, 160 и взрывники. Основная цель этой временной автотрассы, построенной в зимнюю стужу в сжатые сроки, - перевезти массу грузов до перевалочной базы - Уояна. Оттуда они шли на будущую магистраль и каскады врезавшихся тогда тоннелей. Ветераны помнят эти сверхсуровые экстремальные условия (зимой, в конце декабря и в январе, температура опускалась иногда до минус 45-56 градусов), на перевалах и горных серпантинах снежный покров был толщиной в десять метров, велика была угроза схода снежных лавин. В зиму 1974-75 годов накал работы на трассе превзошел, на мой взгляд, все мыслимые пределы. Работа кипела день и ночь. - Ледовая дорога по Байкалу подвела, - вспоминает главный инженер автобазы СМП-572 Анатолий Данилович Анисимов, - а наши водители в любую погоду, в любое время суток мчались по новой трассе, спеша доставить грузы строителям БАМа из Таловки в Уоян. Как не вспомнить их поименно: Константин Новолодский, Михаил Потемкин, Кеша Румянцев, Володя Фролов. Нас торопили: в селе Улюнхан скопилось огромное количество грузов, даже чтобы их складировать, не хватало площадей. Ежедневно на трассу выходили 70-80 машин. Наши молодые бамовцы - бригадир Эдуард Абнер, Николай Голубков, Степан Глухов, Дмитрий Спасенов, Василий Мандыч, Валерий Климейнов, шофер вездехода, перевозившего людей, Михаил Шабловский и другие выдерживали такую колоссальную нагрузку, что сейчас просто диву даешься: они работали по 10-12 часов в день, порой при свете машин, кранов, бульдозеров и местной бензиновой «жестянки»?! 20-25-летние ребята иногда падали от усталости, но молодость и крепкое здоровье брали верх: хорошее питание и краткий отдых быстро восстанавливали силы. В основном питались свежей олениной, изюбрятиной, сохатиной, рыбой, иногда - дичью, да и, конечно, продуктовое снабжение бамовцев было хорошее. Наш базовый участок находился в селе Улюнхан, местность называлась Тазы. В те далекие времена наши проектировщики-дорожники предложили четыре варианта трассы автодороги Тазы-Уоян, но нужно было выбрать самый оптимальный с наименьшими затратами. После тщательного обсуждения выбрали самый короткий, наиболее приемлемый вариант - Баргузинский. Эта автотрасса пролегла в горном, вечномерзлотном краю со сложным рельефом: серпантином подъемов, обходами крутобоких увалов и отрогов, многочисленными горными реками с обрывистыми берегами. В конце декабря там обычно начинают появляться наледи, изрядно потрепавшие нервы строителям-первопроходцам. На мой взгляд, пора взяться за эту дорогу, наладить ее, это же будет чудесный туристический маршрут для любителей экзотики и северной природы! Неописуемая красота ждет автотуристов и охотников-любителей с лицензиями - здесь всевозможные дары природы: пушнина, рыба, мясо диких копытных. Первые пробившие трассу строители 1 февраля 1975 года в 12 км от Старого Уояна поставили первые колышки будущего поселка в нетронутой тайге, дав ему чудесное название - Лазурный. Мы, живя в палатках, начали очищать лес, готовить площадки для приема грузов и будущих зданий и сооружений. Все мы стали лесорубами, плотниками, бетонщиками. Начали строить контору СМП-572, который перебазировался за нами в Новый Уоян со станции Таловка. Возводили школу, больницы, ставили щитовые дома. После строительства трассы Тазы-Уоян в начале 1978 года меня перевели в СМП-581 плотником-бетонщиком 5 разряда, где я работал до ухода на пенсию. Время от времени память возвращает нас в прошлое, в те далекие, боевые, кипучие дни строительства БАМа. Мы, ветераны-первопроходцы, вновь перебираем свои дипломы почетных пассажиров, многочисленные грамоты, фотографии, запечатлевшие приход поездов на Бурятский участок (1978 г., Даван), в Северобайкальск, историческую встречу западного (А. Бондарь) и восточного участков (Н. Варшавский) на торжествах по укладке золотого звена (Куанда, 1 октября 1984 г.)... Это «нашей истории строки», это наша жизнь. "

( http://egov-buryatia.ru/index.php?id=4&print=1&no_cache=1&tx_ttnews[tt_news]=3473 )


Автор: nub1an
Источник: http://nub1an.livejournal.com/129635.html