Правильная система отопления и вентиляции на УАЗ

 
Несколько слов об отопителях.

При замене/доработки отопителя стоит учитывать следующие ключевые моменты:

1) Радиатор отопителя должен находиться ниже уровня ОЖ в системе охлаждения жидкости чтобы эффективнее через него прокачивалась ОЖ и главное чтобы он ей был ВСЕГДА заполнен на 100%, тогда он лучше будет отдавать тепло. В УАЗе этого можно добиться сделав систему охлаждения замкнутой (где атмосферный клапан не в крышке радиатора а в крышке расширительного бачка, например как у ВАЗ-2108, М-2141, Газели и др. более современных автомобилей). Уровень ОЖ в расширитлеьном бачке при этом должен быть выше радиатора отопителя.

2) Нагнетать воздух нужно центробежным вентилятором: Он значительно менее шумный.

3) Вентилятор должен находиться до радиатора по ходу потока воздуха. Это дополнительно снизит шум, а так же позволит осуществить одну важную функцию о которой ниже.

4) Поток воздуха через радиатор должен проходить не за счет кинетической энергии а за ТОЛЬКО за счет давления, которое обеспечивает вентилятор. Иными словами сопло вентилятора не должно дуть напрямую в соты радиатора, иначе воздух будет проходить через радиатор не равномерно.

5) Регулировка температуры нагнетаемого воздуха должна осуществляться не краном, а заслонкой, смешивающей 2 потока воздуха (холодного и горячего). Заслонка регулирует соотношение этих потоков. Если регулировать краном, то температура слишком сильно зависит от режима работы двигателя.

6) Для водителя и пассажира комфортно когда наивысшая температура в ногах, чуть пониже в районе поясницы, относительно холодный воздух на уровне лица (иначе сонливость). К сожалению законы физики делают всё с точностью до наоборот. Теплый воздух поднимается снизу вверх, а холодный опускается вниз. Следовательно выход только в обдуве ног горячим воздухом принудительно так чтобы холодный воздух оттуда просто сдувало. В то же время лицо нужно обдувать воздухом холоднее, а стекло опять горячим воздухом. Снижение температуры воздуха для обдува лиц можно обеспечить дополнительным отбором холодного воздуха между вентилятором и радиатором и с помощью регулируемой заслонки смешиванием потоков горячего и холодного воздуха в воздуховоде к обдуву лица.

Всему этому кроме подмешивания холодного воздуха на обдув лица соответствует отопитель ВАЗ-2108. Не уверен правда что его возможно скомпоновать в тесном подторпедном пространстве УАЗа. Насколько помню (могу и ошибаться, давно это было) в отопителе Вольво-244 было это всё включая подмешивание холодного воздуха на лицо. Схемы других доступных отопителей не знаю где взять.

Если основной причиной того что вы задумались о доработке отопителя является то, что обмерзают окна, то дело может быть вовсе не в отопителе а в отсутствии вытяжной вентиляции. Да, в УАЗе её нет. Так же её нет в ВАЗ-2104 а в Оке она не там где нужно и соответственно абсолютно не эффективна.

Выход вентиляции наружу должен быть в задней верхней части салона в зоне разрежения снаружи. Зону разрежения можно определить по отсутствию в этом месте грязных брызг с дороги. На УАЗе это место на боковой части задней стойки крыши. Вытяжная вентиляция так же должна иметь обратный клапан — шторка, которая открывается сама при возниконовении прямой тяги наружу из салона и закрывается при возникновении (в каких-то ситуациях, например боковой ветер) обратной тяги с улицы в салон. Это чтобы выхлопные газы не попадали в салон.

С производительностью отопителя по продуваемому воздуху нужно так же не переборщить. Может оказаться так, что воздуха, проходящего через радиатор отопителя в единицу времени будет больше чем он в состоянии нагреть. Тогда воздух на выходе будет холодный.

Попадание воды во впуск печки. Невозможно отделить воду от впуска, так или иначе (в виде капель дождя, капель летяших от колес впереди идущего транспорта или в виде снежинок, вода будет попадать во впуск отопителя. Нужно её просто собирать в поддоне и сливать. Поддон и особенно сливная трубка (шланг) должны обязательно подогреваться (от двигателя например или по крайней мере от самого отопителя) тем или иным способом. Недопустимо чтобы вода попадала в соты радиатора. Там она будет испаряться и попадать в салон, провацируя запотевание стекол. Это кстати ещё одна из причин, почему считается что на УАЗе не достаточно хороший обдув стекол.

Фильтр. Желательно иметь угольный фильтр, который бы хоть как то помогал уменьшить удушающий запах выхлопных газов автомобилей других участников движения. К сожалению фильтр ухудшает производительность системы (затрудняет проход воздуха). Чем больше площадь фильтра, тем меньшее сопротивление потоку воздуха он оказвает. Фильтры продаются. Т.к. это сменный элемент, то при конструировании системы отопления нужно иметь в виду какой-то, предназначенный для одной из самых распространенных моделей автомобилей, чтобы было проще купить. Так же его замена должна быть максимально простой. Располагать его желательно после вентилятора (по ходу потока воздуха) и ни в коем случае не допускать попадание в него воды.

В качестве воздуховодов можно использовать канализационные трубы и гофры, а так же электротехнические гофры имеющиеся в продаже на строительных рынках.

Корпус отопителя желатеильно оклеить снаружи шумотеплоизоляцией для того чтобы снизить уровень шума а так же предотвратить попадание в салон тепла когда оно не нужно.

Ниже приводится схема отопителя, которая удовлетворяет вышеперечисленным условиям:

Правильная система отопления и вентиляции на УАЗ

Схема отопителя, отвечающая вышеперечисленным требованиям


Автор: MOHCTPOXOD
Источник: http://monstrohod.ru